На сегодняшний день благодаря ряду приложений, разработанных под руководством Александра, DevPocketможет считаться флагманом среди производителей мирового уровня.
– Почему Вы выбрали направление мобильной разработки?
– В 2007 году компания, в которой я работал, занималась автоматизацией бизнес-процессов на машиностроительных предприятиях, и, наверное, трудно представить себе область более далекую от мобильной разработки. Однако в свободное время мы решили поиграть с iPhone’ом – просто ради удовольствия. Тогда еще не было AppStore, поэтому разрабатывать приходилось без документации, фактически наугад. В 2008 году вышел iPhone SDK, и дальше понеслось: сначала мы сделали несколько приложений для себя, потом создали первый русскоязычный сайт, посвященный разработке под iPhone, ездили на конференции и хакатоны, проводили мастер-классы по разработке под iPhone и т.д. В какой-то момент к нам стали обращаться компании с вопросом, можем ли мы разработать для них приложение. Мы решили, что стоит попробовать, и через несколько лет оказалось, что мы только этим и занимаемся.
– Сегодня ваша компания – очень заметна в этой области. Как выходили на мировой рынок, с какими трудностями столкнулись?
– Выходить на американский рынок было нелегко: мы начали это в 2011 году, и момент уже был немного упущен. Если в России мы были одними из первых, то на американском рынке была уже масса игроков, разрабатывающих приложения любого качества и в любом ценовом диапазоне. Кроме того, у нас было куда меньше контактов, которые могли бы помочь с изначальным продвижением. Наконец, многие американцы к тому времени уже получили неудачный опыт работы с аутсорсерами за рубежом (часто в Индии) и с подозрением относились ко всем, кто не сидит всей командой в Штатах. Несмотря на это сейчас у нас примерно половина проектов делается для американских клиентов, и, благодаря их рекомендациям, к нам приходят новые и новые клиенты.
– Среди ваших клиентов много крупных компаний. Поделитесь опытом, как с ними работать.
– В работе с большими компаниями приходится быть более аккуратными во всех договоренностях: по неопытности мы оказывались в ситуациях, когда любая неопределенность в ТЗ толковалась в пользу заказчика, а нам приходилось выполнять больший объем работы, чем мы рассчитывали изначально. Но в итоге мы приобрели ценнейший опыт, который очень помогает нам сейчас.
– Что предпринимаете для того, чтобы правильно наладить контакт с клиентом? Как это зависит масштаба компании заказчика?
– В процессе у нас возникает масса вопросов, которые мы постоянно обсуждаем с клиентом, предлагаем свои идеи и улучшения. Наладить контакт в процессе совместной работы обычно несложно, достаточно просто погрузиться в задачу клиента. На мой взгляд, маленькие компании больше прислушиваются к советам и чаще обращаются за помощью. Кроме того, они быстрее принимают решения, но чаще их потом пересматривают. Большие же компании зачастую приходят с готовыми ответами, но зато более постоянны в своих мнениях.
– Насколько вообще важна вовлечённость клиента в проект?
– Мобильное приложение зачастую не самостоятельный продукт в вакууме, а дополнение к уже существующему решению или бизнесу. Это понимаем мы, это отлично понимают клиенты, и я не припомню проблем с вовлеченностью клиента в процесс. Мелкие вопросы возникают часто, мы регулярно что-то обсуждаем, и клиент всегда в курсе того, что происходит. Самая частая проблема – это излишняя поспешность клиента. Бывало, что нас просят предоставить билд приложения до того, как мы успели его стабилизировать и протестировать, «просто посмотреть», а потом клиент расстраивается, что билд сырой. В какой-то момент мы перестали идти на поводу у клиентов, начала выдавать уже готовый (или почти готовый) продукт, и коммуникация значительно упростилась.
– Заметны ли отличия этого взаимодействия в РФ и за рубежом? Где с этим меньше проблем?
– У нас много клиентов в Америке, различия с российскими клиентами не так уж очень велики. Я бы сказал, что американские клиенты имеют тенденцию больше доверять разработчикам, но они и более требовательны. Их проще убедить, что есть лучшее решение, но они болезненнее относятся к любым неточностям. Американским клиентам лучше выдать приложение на неделю позже, но полностью оттестированное.
– Какие проблемы на рынке аутсорс-разработки вы можете сейчас выделить?
– Во-первых, некомпетентность большого количества исполнителей. Типовая история (как в России, так и на Западе), которую мы постоянно слышим: нам нужно было приложение, мы обратились в компанию «Рога и Копыта», которая сказала, что они без проблем за 50 тысяч рублей сделают нам всё, что нужно. Прошло полгода, мы потратили уже 100 тысяч рублей, приложение не работает, компания «Рога и Копыта» не может сказать нам, что происходит. В результате из-за таких «ведущих разработчиков мобильных приложений» начинают с подозрением относиться ко всем, кто предлагает услуги такого рода.Ну, а во-вторых, отсутствие понимания, что такое мобильное приложение. Костюм сшить на заказ, который сидит как влитой – это же вон сколько работы! А мобильное приложение – это намного проще, можно и по шаблону. Откуда там два (три, четыре...) месяца работы?
– Где Вам видится будущее рынка мобильных приложений и сервисов?
– Я очень люблю читать всякие прогнозы через пару лет после того, как они были сделаны. И не я один, подборки всяких глупостей делают все, кому не лень. Я предпочитаю говорить о том, что видно. Есть очевидный тренд: приложения становятся все более сложными, а пользователи уже не очень охотно ставят новые приложения, просто чтобы посмотреть. Поэтому, чтобы приложение стало популярным, оно должно быть очень качественным и полезным. С другой стороны, это не мешает приложениям типа Yo! набирать миллионные аудитории. Поживем – увидим.
– Работа над каким приложением запомнилась больше всего?
– Наверное, самый большой и сложный проект, который мы делали в последние годы, был iTrace. Это наша собственная разработка – детское приложение, обучающее детей письму. Мы потратили на iTrace более человеко-года дизайна и разработки, но в результате смогли сделать лучшее приложение на рынке, которое стоит на первом месте в соответствующих выборках Apple и обновления которого регулярно попадают в выборку Best New Apps. Не говоря о том, что пару раз в неделю мы получаем письма от учителей или родителей, которые просто решили написать нам «спасибо» за то, что мы сделали полезную штуку. Это очень приятно! Кстати, недавно мы адаптировали приложение для русского языка.
Очень интересно было разрабатывать приложение, которое управляет фитнес-оборудованием: человек бежит по беговой дорожке, а перед ним не дурацкий допотопный экран, а iPad, с которого он может менять скорость, наклон и прочие параметры. Более того, этот же экран показывает красивое видео, в котором человек бежит, скажем, по швейцарским Альпам, и чем быстрее крутится дорожка, тем быстрее двигается видео.